Неизвестный московский летописец XVII века, составленный в 1635 — 1645 годах
в окружении патриарха Гермогена, из музейного собрания Российской
государственной библиотеки:
«...бояром подлинно стало ведомо, что царь хочет русские полки обойти прямо к
Москве и над Москвою промышляти. А по смете и по языком с царем и царевичи и с
пашею турских и крымских и нагайских, и черкасских людей 150000 и болыши, да
вогненного бою было 20000 янычаней. А государевых людей было во всех полкех
земских и опришных дворян и детей боярских по смотру и с людьми 50000, литвы,
немец, черкас каневских 1000, казаков донских, волских, яицких, путимских 5000,
стрельцов 12000, поморских городов ратных людей, пермичь, вятчан, коряковцов и
иных 5000. И как царь пошел к Москве, а бояря и воеводы со всеми людьми полки
пошли за ними в днище, а шли тихо. И почали бояря и воеводы думати, чтобы как
царя обходити и под Москвою с ним битися. И говорит боярин воевода князь Михайло
Иванович Воротынский: «Так царю страшнее, что идем за ним в тыл, и он Москвы
оберегается, а нас страшитца. А от века полки полков не уганяют. Пришлет на нас
царь посылку, а мы им сильны будем, что остановимся, а пойдет всеми людьми, и
полки их будут истомны, вскоре нас не столкнут, а мы станем в обозе безстрашно».
И на том и положили. А царь учал думати, что «идем к Москве, а русские полки за нами идут не малые, а
татарские обычаи лакомы — пришед под Москву, станем; а люди пойдут в розгон
добыватца, а те станут приходить на нас. Поворотимся ныне на русские полки и,
побив тех, учнем над Москвою и над городы промышляти безстрашно, не помешает нам
ничто». И на том положили. И царь стал, не доходя Похры. А русские полки стали
на Молодях. А три тысячи стрельцов поставили от приходу за речкою за Рожаею,
чтобы поддержати на пищалех. И царь послал нагаи 40000 на полки, а велел
столкнути. И русские полки одернулись обозом. И столь прутко прилезли, которые
стрельцы поставлены были за речкою, ни одному не дали выстрелить, всех побили. А
полки одернулись обозом, из наряду близко не припустили. И на другой день царь
пришел сам. Стал за пять верст. А послал на обоз всех людей. И со все стороны
учали к обозу приступати. И полки учали, выходя из обозу, битися: большей полк,
правая рука и передовой, и сторожевой, которой же полк по чину. А левая рука
держала обоз. И в тот день немалу сражению бывшу, от о бою падоша многий, и вода
кровию смесися. И к вечеру разыдошася полки во обоз, а татаровя в станы своя. В
третий же день Дивей мурза с нагаи сказався царю похвально и рек: «Яз обоз
русский возьму, и как ужаснутца и здрогнут, и мы их побием». И прилазил на обоз
многажды, чтоб как как разорвать, и Бог ему не попустил предати хрестиянского
воинства. И он поехал около обозу с невеликими людьми разсматривать, которые
места плоше, и на то б место всеми людьми, потоптав, обоз разорвати. И из обозу
бояря послали сотни. И Дивей мурза своих татар стал отводити. И скачет на
аргамаке, и аргамак под ним споткнулся, и он не усидел. И тут ево взяли и с
аргамаков нарядна в доспехе. Первую руку наложил на него сын боярской суздалец
Иван Шибаев сын Алалыкин и инии мнозии. И татаровя пошли от обозу прочь в станы.
А Дивея мурзу привели к бояром, и он сказался простым татарином, и его отдали
держать, как иных языков. И того же дня к вечеру был бой, и татарский напуск
стал слабее прежнего, а русские люди поохрабрилися и, вылазя, билися, и на том
бою татар многих побили. Да тут же взяли Ширинбака царевича и привели к бояром.
И бояря стали спрашивать: «Что царево умышление?» И он им сказал: «Яз де хотя и
царевич, а думы царевы не ведаю, думы де цареве ныне вся у вас: взяли вы Дивея
мурзу, тот был всему промышленник». И бояре велели сводить языки. И как привели
Дивея мурзу, и царевич стал перед ним на коленках и бояром указал: «То Дивей». И
сам сказался. И в полкех учала быти радость великая. А Дивей умышленье царево
сказал и то говорил: «Взяли де бы вы царя, и яз бы им промыслил, а царю де мною
не промыслить». А царь посылал под Москву языков добывати, и привели человека
благоразумна, ему ж бог вложил совет благоизволи умерети и польза души
сотворити. И начаше его спрашивать: «Где государь и кто на Москве, и нет ли
прибылых людей?» И он в роспросе сказал: «Государь был в Нове городе, а ныне,
собрався с новогороцкою силою и с немцы, идет к Москве. А перед государем при
мне пришел боярин и воевода князь Иван Федорович Мстиславский, а с ним 40000
войска. И яз пошел, и на Москве учал быти звон великий и стрельба. И, чаю,
пришел и государь. А завтра резвые люди будут в полки к бояром». А бояря велели
перед зарею из большого наряду стрелять и по набатам и по накрам бить, и в трубы
трубить на радости, что Дивея мурзу взяли. И царь устрашился, чает, что пришли в
обоз прибылые люди, и того часа и поворотил, пошел наспех за Оку. О, судеб
твоих, владыко, и милости твоея, царю небесный! Како сильнии падоша, а немощнии
препоясашаяся силою, не до конца на ны прогневался, но избави нас от агарянского
насилия. В первый приход оскорби, ныне же обрадова! Бояре же и воеводы и все
христолюбивое воинство радостными гласы восклицающе: «Десница твоя, господи,
прославися в крепости, десная ти рука, господи, сокруши враги и истерл еси,
супостаты». И сию преславную победу возвестили государю царю и великому князю
Ивану Васильевичю всея Русии, сущу в Нове городе, послали, с сеунчем князя
Данила Андреевича Нохтева Суздальскова да Алексея Старого. А к Москве, к
митрополиту Кириллу Московскому и всея России и к боярину и воеводе ко князю
Юрью Ивановичу Токмакову, сказати велели же. И бысть на Москве и по всем градам
радость неизреченная, молебные пения з звоном. И с радостию друг со другом
ликующе.
Далее >>
|